Наверное, самый сложный погодный период для автомобилистов в теплое время года – конец весны. Непрекращающиеся неделями дожди и периодический град создают трудности в управлении и затрудняют видимость при движении. Для обеспечения комфортной и, главное, безопасной езды крымским водителям важно вспомнить навыки борьбы с аквапланированием – возникновением гидродинамического клина в пятне контакта шины с дорожным покрытием.
Так, понять, что у вас возникла проблема, достаточно просто – несколько секунд назад вы полностью контролировали автомобиль, и вот она уже совершенно не слушается. Руль становится легким, на изменение его положения машина абсолютно не реагирует и сохраняет движение по прямой. Очевидно, что в таком случае вероятность ДТП увеличивается в разы – вряд ли по желанию водителя.
Причины аквапланирования
Возникновение аквапланирования в большинстве случаев определяет ряд следующих, основных, факторов – тип шин, уровень давления в них, состояние протектора, скорость движения автомобиля и толщина водяной пленки.
Среди дополнительных причин – наличие уклона и некорректное покрытие трассы (велика вероятность образования скопления воды), свежесть уложенного асфальта (на гладкой, недавно сделанной дороге степень аквапланирования будет значительно выше) и другие. Определенно, все перечисленные параметры полностью взаимосвязаны друг с другом, поэтому наиболее оптимально – всегда рассматривать их в комплексе.
Состояние шин
Тут все очевидно – лучше других с аквапланированием справляется новая и мало изношенная резина, в идеале имеющая водоотводящие канавки с асимметричным и направленным рисунком протектора. Не стоит напоминать, насколько важно следить за состоянием протектора покрышек. Так, российское законодательство предполагает, что минимальная глубина протектора для легковых автомобилей должна быть не меньше 1,6 мм.
Так, на мокрой дороге летняя резина с глубиной протектора 4 мм будет иметь управляемость намного хуже, чем шина с глубиной протектора 8 мм. В этих условиях пятно контакта уменьшается примерно на треть. С глубиной 1,6 мм оно станет практически нулевым.
Уровень давления шин
Схема очень похожа. Если при рекомендуемом значении в 2 атм и толщиной водной пленки на дороге 5 мм, пятно контакта будет максимальным, то при давлении в 1,5 атм оно сократится как минимум вдвое. Соответственно, низкий уровень давления даже в новых покрышках, предназначенных для борьбы с аквапланированием, не сможет обеспечить вам полную безопасность и уверенность на дороге.
Скорость движения
Исследования показали, что критическая скорость для аквапланирования – 70-100 км/ч. Но даже данные, полученные экспериментальным путем, можно оспорить, задав другие переменные для, например, состояния шин и толщины водной пленки. Так, при движении по идеальному покрытию шоссе на скорости 80 км/ч, случайное попадание колесом в лужу, может привести к возникновению аквапланирования.
Что делать, если возникло аквапланирование?
В первую очередь, запомните – тормозить нельзя, хоть это и кажется наиболее логичным действием. Резкое торможение легко может спровоцировать занос (наиболее опасно для заднеприводных автомобилей) или блокировку колес машины (характерно для переднеприводных машин).
Резкие повороты руля под большим углом тоже запрещены, если вы не хотите, чтобы при возникновении сцепления, автомобиль выкинуло с трассы.
Возникновение аквапланирования – процесс, конечно, неприятный, но избежать его достаточно просто. Отслеживайте состояние покрышек вашего автомобиля и контролируйте скорость движения автомобиля. И помните, лишь несколько простых правил способны сохранить ваш автомобиль в целости, а главное, обезопасить вашу жизнь.