Основная задача трансмиссионных масел – создание масляной пленки на поверхностях трущихся деталей. Очевидно, что эксплуатация коробки переключения передач без или с использованием некачественных трансмиссий, определенно приведет к преждевременной поломке устройства.
Виды масел
Трансмиссионные масла, как, собственно, и моторные принято делить на три группы – синтетические, полусинтетические и минеральные. При этом важно отметить, что это не основной параметр при их выборе. Главное – учитывать вязкость масла с учетом устойчивости к температурным изменениям.
Синтетические трансмиссионные масла более текучие, что в этом случае, в отличие от минеральных, совершенно не зависит от температуры. Это же касается и характеристики вязкости. При изменениях температуры синтетика практически не меняет свои вязкостные характеристики, менее подвержена окислению и старению.
Минеральные трансмиссионные масла же – создают эластичную пленку на обволакиваемых поверхностях, тем самым защищая от износа и загрязнений. Однако именно минеральные масла в большей степени чувствительны к перепадам температур – при низких показателях масло загустевает и таким образом создает большее давление на двигатель.
Наиболее оптимальным остается вариант использования компромиссного полусинтетического трансмиссионного масла, в котором сочетаются параметры «синтетики» и «минералки».
Маркировка
Опять-таки, как и моторные, трансмиссионные масла определяются маркировкой SAE, которая указывает на вязкость. Так, например, ребус SAE 75W-90 можно расшифровать как:
- 75 – степень текучести при отрицательных температурах,
- 90 – индекс вязкости, который характеризует масло при температуре +100С,
- W – маркер, указывающий на сезонность использования (зима).
Так, исходя из часто проводимых исследований, для южных районов наиболее приемлемый вариант – SAE 140 и выше, для умеренного климата – SAE 90, для холодных – SAE 75W-90.
Различия масел по типу коробки переключения передач
Для МКПП в основном используются минеральные и полусинтетические масла, которые хорошо отводят частицы ржавчины и тепла, эффективно снимают механические нагрузки и смазывает пары трения.
Масла, которые используются в АКПП, соответствуют более серьезным характеристикам и показателям. Основная их цель – передача механической энергии по всей трансмиссии. Так, к примеру, синтетическое трансмиссионное масло для АКПП имеет более высокий индекс вязкости, устойчивость к окислению и лучше сопротивляются пенообразованию.
Они отводят тепло, защищают от коррозии и обеспечивают плавную работу фрикционов и жидкую среду.