Балансировка колес – зачем нужна и когда ее делать

02 июня 2020, 15:22

Выполнение всех предлагаемых услуг для полного технического обслуживания автомобиля – дело достаточно затратное. И совсем неудивительно, что водители отказываются от некоторых из них во благо своего кошелька. Среди оставшихся за бортом и балансировка колес. Однако если немного углубиться в вопрос, станет понятно, что именно эта услуга позволяет избежать дорогостоящего ремонта в будущем.

Зачем нужна балансировка колес?

Особенности технологии автомобильных шин предполагает неравномерное распределение их массы по ободу, и причин этому может быть несколько – основными принято считать наплывы резины и их слоистая структура. Из-за этих факторов вес покрышки может отличаться аж до нескольких граммов и создавать вибрации колеса при езде – при этом чем выше скорость, тем они заметнее.

Кроме того, создающиеся вибрации сказываются не только на комфорте езды, но и влияют на устойчивость и управляемость автомобилем.

Колебания начинаются уже на первых оборотах, но до тех пор, пока машина не набирает достаточную скорость, они незаметны – ощущения начинаются в тот момент, когда сайлентблоки уже не справляются с возросшей амплитудой и возникает резонанс. При скорости 40 км/ч – вибрации начинают чувствоваться на руле и педалях, при 60-80 км/ч – дискомфорт ощущается уже в салоне. Частота колебаний может меняться – водитель и пассажиры будут чувствовать только пики. На более высоких скоростях, к слову, вибрации могут пропадать, потому что колебания колес не входят в резонанс с кузовом автомобиля. Однако при снижении скорости колебания снова станут ощутимыми.

Важно понимать, что тряска негативно влияет на все части автомобиля. Протекторы шин стираются неравномерно, амортизаторы, шарниры и подвеска автомобиля выходят из строя. Через время отрицательный эффект от колебаний влияет на рулевое управление, детали двигателя и трансмиссии.

Виды балансировки колес

Принято выделять следующие виды балансировки:

  • производимая на станке, со снятыми колесами;
  • производимая на автомобиле (финишная);
  • автоматическая (порошковая или бисерная).

Кроме того, балансировку разделяют на статическую и динамическую.

Статическая

Статический дисбаланс – ситуация, при которой вес неравномерно распределен по оси вращения. Чем выше скорость на дороге, тем сильнее колесо точечно бьется более тяжелой стороной и тем выше статический дисбаланс.

Чтобы избежать таких ситуаций, проводят статическую балансировку – колесо устанавливают на станок, на котором автоматика рассчитывает степень дисбаланса во время вращения, определяя, таким образом, место установки груза для выравнивания.

 Существует два типа грузов:

  • набивные – крепятся на край диска с помощью кронштейна (используются на литых и штампованных дисках);
  • самоклеящиеся (универсальные) – крепятся с внутренней стороны диска.

Балансировку проводят, используя и тот, и другой тип грузов, однако при активной эксплуатации автомобиля зимой специалисты советуют устанавливать набивные грузы. В отличие от них, самоклеящиеся плохо держатся на ободе колеса при низких температурах – под их влиянием линейные размеры диска меняются, а клейкая лента отходит от покрытия.

Динамическая

Данный тип балансировки проводят не во всех автомастерских, потому что для динамической балансировки требуется дорогостоящее оборудование. Динамический дисбаланс возникает во время движения – в момент, когда происходит сдвиг относительно плоскости вращения.

Финишная

Финишную балансировку целесообразно делать уже после статической и динамической. Для этой операции нужен специальный балансировочный стенд, который есть только в крупных шиномонтажных центрах. Сама процедура заключается в том, что колеса подвешенного над стендом автомобиля разгоняют до 90 км/ч. Компьютер замеряет показатели и программа выдает результат: указание мест и вес грузов, которые необходимо установить.

Автоматическая

Этот тип балансировки проводят только на грузовиках и автобусах. Технология заключается в том, что в колесо засыпаются специальные гранулы. Для этих целей используют мелкий бисер или песок. Последний обладает абразивным эффектом, поэтому его применяют реже. Благодаря центробежной силе, частицы при вращении равномерно распределяются по внутренней поверхности шины, тем самым достигается баланс.

Когда нужна балансировка колес

Балансировка необходима при каждой смене шин, когда на один и тот же диск устанавливается зимняя или летняя резина. Избежать ежесезонной балансировки можно, но для этого нужно иметь два комплекта не шин, а колес: для теплого и холодного времени года.

Была ли полезной статья?
Да, полезна!
Нет
Попробуйте сейчас
К сожалению ничего не найдено!