Во время ближайшего техосмотра, в начале каждого календарного сезона, когда значение на одометре округлится и загорится лампочка на приборной панели, которая, кстати, показывает не только километры, но и моточасы, или все-таки как установлено регламентом — каждые 10-15 тысяч? И что делать с этой информацией простому, неподготовленному к суровой автомобильной жизни водителю? Хочется же, чтобы двигатель работал долго и безотказно. Давайте разбираться вместе.
Зачем вообще менять моторное масло?
Первоначально основные задачи моторного масла ограничиваются смазыванием, охлаждением и очисткой мотора, однако и тут не обошлось без влияния внешних факторов — условий, в которых автомобиль находится. Езда по бездорожью и горной местности, использование тяжеловесного прицепа, и, конечно, пробки (куда же без них в современном мире-то).
Как это все влияет на состояние масла? Да напрямую. Контакт с несгоревшим топливом в картере, попадание в систему ДВС частичек пыли и грязи, проникновение антифриза в систему смазки — все это значительно снижает сроки эксплуатации моторного масла.
Как понять, что время пришло?
Покупка каждого автомобиля сопровождается вручением новому владельцу инструкции по эксплуатации (да-да, та самая книжечка, которую никто никогда не открывает, а через полдня и вообще забывает о ее существовании — да и зачем она нужна, машина же не шкаф из IKEA, собирать ничего не нужно). Так вот, именно в этой книжечке производители обычно и указывают сроки использования масла и других жидкостей, которые подлежат замене. Но нет, не спешите бросаться на ее поиски и переворачивать всю квартиру. Ориентироваться на данные, которые представлены в инструкции, можно только в том случае, если условия использования автомобиля идеальные. Вспомним, что ничего идеального в мире не существует (разве что, идеальный газ для физиков), и отложим домашний переворот.
Так и как тогда понять, что время ехать в автосервис пришло — без лампочки, без физики и без книжки?
Объективно оцените частоту использования своего автомобиля самостоятельно. Вы садитесь за руль только по выходным, чтобы добраться до дачи или отвезти детей к бабушке за город, и за год проезжаете не больше нескольких тысяч километров? Или любимое время для вождения — с вечера пятницы по воскресенье, чтобы и пробок не было, и продукты домой нести не в руках можно было? А может быть, вы из тех людей, кто без машины как без рук в своем родном мегаполисе, поэтому и пробки, и аварии, и постоянные светофоры вызывают у вас просто смирение?
В первых двух случаях рекомендуется менять масло в среднем раз в год, даже если та самая лампочка не загорелась. Помните же, от того, что машина долго стоит, масло все равно стареет?
В третьем — сложнее. Из-за низкой скорости движения и, соответственно, небольшого пройденного расстояния, ни о каких рекомендуемых 15000 км и речи быть не может. Масло изнашивается намного быстрее. Оборудуйте свой автомобиль одометром и смотрите не на километры, а на моточасы — так в любом случае будет точнее.
Есть еще один способ определения качества моторного масла — с помощью щупа. Процесс очень простой и подойдет даже самому неопытному водителю:
- Достаньте щуп из двигателя,
- Тщательно протрите щуп полотенцем или салфеткой,
- Вставьте щуп обратно — в отверстие, из которого он был извлечен.
- Снова достаньте и посмотрите на его конец.
На каждом щупе есть две отметки — показатели максимального и минимального количества масла, которое может быть залито в автомобиль. Уровень масла в настоящий момент должен находиться примерно по середине.
Кроме того, при использовании щупа обратите внимание на вязкость смазки, наличие посторонних элементов и цвет масла. Эти параметры также помогут вам понять, нуждается ли ваш автомобиль в посещении автосервиса.
Любите свой автомобиль, заботьтесь о нем, чувствуйте себя за рулем комфортно и безопасно. Об этом уже, кстати, позаботится ваша машина.