Минеральные моторные масла — пожалуй, самый простой по технологии изготовления класс смазочных материалов, в основе которого — нефтепродукты. При этом низкая стабильность такой базы и повышенное содержание посторонних соединений существенно ограничивают возможность использования минеральных масел для двигателей, рассчитанных на современные экологические нормы. Поэтому самый оптимальный вариант для минеральных масел — старые автомобили с большим пробегом.
Состав минерального масла
«Минералка» как смазочный материал состоит из:
- Щелочных и циклических парафинов.
- Циклановых – 75-80 %, ароматических – 10-15 % и циклано-ароматических углеводородов – 5-15 процентов.
- Минимального количества ненасыщенных и алкановых углеводородов.
Кроме самой базы различной вязкости, в состав масла входят специальные присадки, которые существенно улучшают основные эксплуатационные показатели с одной стороны и изменяют свойства масла под воздействием высоких температур — с другой.
Для оптимальной работы ДВС замену минерального масла рекомендуют производить после пробега 5–6 тыс. км, пока оно еще не успело потерять свойства.
Вязкость минерального моторного масла
Мы уже не раз говорили о том, что вязкость — основная характеристика любого (минерального, синтетического, полусинтетического) моторного масла, и зависит она в большей степени от температуры. Для нормальной работы двигателя она не должна превышать установленное значение — так, например, при запуске холодного мотора при минусовой температуре, вязкость масла должна быть достаточно низкой, в жаркое время года — соответственно, наоборот.
Индекс вязкости минеральных масел без присадок колеблется между 85 и 100, с присадками — до 120. По стандарту SAE, который и нормирует использования масла определенного индекса вязкости, минеральные масла делятся на 10W-30, 10W-40 и 15W-40 — числовой показатель здесь указывает на температурный диапазон, при котором будет обеспечена нормальная работа мотора.
Недостатки и преимущества минеральных масел
Как мы уже говорили, основные недостатки «минералки» — неустойчивость характеристик к изменению температуры, быстрое окисление и разрушение. И несущественными их не назвать — как минимум потому, что каждый из перечисленных параметров качественно влияет на работу двигателя и сокращает срок его службы.
Преимуществ у минеральных масел, в отличие от недостатков, не много. Оно одно — достаточно низкая цена, которая позволяет свободно использовать «минералку» в качестве механической смазки.